Тысячелетний юбилейный рубеж Венгрия отметила возведением великолепного моста и нарекла его в честь Франца Иосифа, выдающегося императора правившего страной в те далекие времена. Открытие сооружения сопровождалось торжественной церемонией, на которой Монарх был главным действующим лицом, не преминувшим, не смотря на свой преклонный возраст, собственноручно вбить в конструкцию символическую заклепку. Дабы облегчить задачу слабосильной монаршей особе была разработана специальная система. Ее то и запустил, нажатием кнопки, самодержец. Заработал невероятных размеров паровой молот, который надежно забил серебряную заклепку в опору.
В наши дни юбилейный подарок стране носит имя – Мост Свободы (Szabadság híd) , а специалисты по всему миру соглашаются с тем, что это самая выдающаяся и красивейшая консольная конструкция в мире. Такое своеобразное название Мост Свободы в Будапеште получил после завершения Второй Мировой Войны, когда был с огромным трудом и немалыми усилиями реконструирован. Дело в том, что во время войны немецкие захватчики разрушали все стратегические объекты, попадавшиеся им на пути. Такая участь ожидала и сооружения, которые служили для объединения столицы Венгрии и берега Дуная. В их числе был и Мост Свободы. Немногим позже по окончании войны советскими инженерами были восстановлены фактически все разрушенные конструкции, причем восстановлены в их первоначальном виде. И, несомненно, к реконструкции самого старого (но не одного из первых, истории известны более ранние подобные сооружения) будапештского моста отнеслись с особой тщательностью. С самого дна Дуная поднимали все уцелевшие элементы пролетов и реконструировались тут же на берегу реки. Наиболее пострадавшие от взрывов заменяли фрагментами с иных мостов или производили с нуля по сохранившимся в исторических сводках чертежам. Собирали Мост Свободы по кусочкам (части оставляющих весили не менее 50 тонн) на суше, а затем при помощи специальных кранов доставляли их к середине центрального пролета и надежно закреплялись. За судьбой Моста Свободы в Будапеште следили все жители, наблюдая и созерцая великолепную картину возвращения реликвии к жизни. Второй датой рождения великолепной достопримечательности Венгрии считается 20 августа 1946 года, когда мост был вновь введен в эксплуатацию. На протяжении 1985, а затем 1996 годов власти проводили тщательное обследование конструкции и ее технической пригодности. Были обнаружены значительные повреждения коррозией, да и материал требовал обновления. Потому 2 мая 2007 год Мост Свободы в Будапеште был временно закрыт на реконструктивные процедуры. Все работы обошлись стране в 5 млрд. форинтов, из которых ровно половина (2 522 571 437 форинтов) приходится на долю Европейского союза. Обновленный Мост Свободы открыли 30 июня 2009 года. Если окунуться в историю сооружения, то можно узнать немало интересных фактов, которые приоткроют завесу такой важности и популярности конструкции. Его жизнь началась с международного конкурса, в котором лидирующие позиции выиграли венгерские инженеры. Они предоставили на суд жюри несколько проектов, после рассмотрения которых, коллегия пришла к выводу, что победу стоит отдать архитектору Яношу Фекетехази (первоначально ему принадлежало 2). А отсюда и первая особенность – сооружение исключительно венгерское. Начиная от проекта и заканчивая местом сбора. Дело в том, что ранние конструкции собирались за рубежом иностранными специалистами, а уж потом только доставлялись в Венгрию. Длина моста –334 метра, ширина – превышает20 метров. А сама металлическая конструкция, с десятком тысяч заклепок, весят ни больше, ни меньше 4900 тонн. Изначально все тротуары вдоль моста были заасфальтированы, а саму проезжую часть оформили брусчаткой из дерева. Периметр освещался 68 лампами, из которых 48 были газовыми. А выезды/въезды на мост охранялись – в обоих концах стояли таможенные будки. Весна 1898 года ознаменовалась в жизни моста трамвайными рельсами вдоль пешеходных полос. Причем нужно заметить, что электрический ток к рельсам подавался снизу, ведь привычный внешний вид трамвая с контактной дугой на крыше появился многим позже — в 1920 годах прошло века. Следующим знаменательным годом стал 1938, год, когда трамвайные рельсы переместили в центр проезжей части. Однако и 1928 год в истории сооружения был не менее значимым. В этом году по его дуге проехали первые автобусы. С 1922 по 1926 года рядом с мостом всегда можно было заметить гидроплан, водный вид транспорта, который осуществлял перевозки пассажиров в Балатон. Это такая уютная зона отдыха горожан, расположенная по другую сторону моста и носящая названия Дунайского бассейна. В знойное время по мосту и с помощью гидроплана местные и приезжие осуществляли рейды к спасительной влаге. Мост Свободы в Будапеште хранит в своей истории множество занимательных традиций и обычаев, которые, к сожалению, не сохранились в наши дни. Одним из таких интересных событий из прошлого был ритуал 1 апреля – день, когда в воды Дуная жители Будапешта выбрасывали все, что им было уже не нужно. В наши дни это сооружение гордость Венгрии, которое служит местом для народных гуляний. В такие дни по мосту перекрывают движение автотранспорта. Последним знаменательным событием, празднование которого произошло на мосту, стало вступление Венгрии в Евросоюз – 1 мая 2004 года. P.S. Все фотографии представлены в разрешении 1366*768, остальные фотографии Вы можете найти в разделе Фото |
|